Значительно уступая в скорости остальным видам, стиль плавания брасс имеет даже большее прикладное значение, чем кроль на спине. На больших расстояниях, при необходимости в одежде вплавь преодолевать водные преграды, при транспортировке грузов или пострадавших применяется именно техника брасса.
В спорте брасс используется в комплексном плавании, в соревнованиях на дистанциях 100 и 200 м, а также в комбинированной эстафете.
По отдельным элементам исполнения спортивная техника плавания способом брасс может существенно расходиться с базовой версией.
От всех других стилей способ плавания брасс отличается тем, что все движения руками выполняются исключительно в воде, без выхода на её поверхность. Продвижение вперёд происходит за счёт симметричных гребков руками последовательно с такими же симметричными толчками ног.
Как и в других видах плавания, качественное обучение брассу невозможно, если не усвоено правильное положения тела в воде.
Однако, если в первичной программе обучения плаванию брассом в начале каждого цикла движений присутствует фаза скольжения (наплыва):
В исходной позиции пловец лежит в воде почти горизонтально. Шея на одной линии с позвоночником, лицо опущено в воду. Кисти вытянутых вперёд рук находятся на глубине 10-15 см и почти соприкасаются. Взгляд в воде обращён вперёд на кисти рук. Пловец постепенно выдыхает воздух ртом и носом одновременно. Готовясь к началу гребка, кисти рук начинают разворачиваться ладонями наружу.
То в спортивной технике брасса эта стадия практически отсутствует. Происходит постоянное и непрерывное наслаивание гребков руками на отталкивание ногами. В течение одного цикла пловец беспрестанно меняет положение своего тела и перемещается не только горизонтально, но и вертикально.
Решив продолжить дальнейшее обучение плаванию брассом и его спортивной технике, имейте в виду — на данный момент существуют две основные школы или, иначе, две техники брасса.
Приверженцы первой в заплыве сводят к минимуму вертикальные перемещения тела, стараясь как можно больше находиться в горизонтальном положении. При этом максимально экономятся силы, затрачиваемые на преодоление сопротивления воды.
Поклонники второй спортивной техники плавания способом брасс не бояться ухудшить обтекаемость тела за счёт вертикальных подъёмов вверх с выходом плеч из воды во время вдоха. В этом случае вывод рук вперёд используется наподобие применению морскими лайнерами подводных крыльев-стабилизаторов.
В принципе, держать всё время тело в строго горизонтальном положении возможно. Однако при таком способе плавания брассом гребковые движения не могут обладать большой эффективностью. А полностью горизонтальное положение не позволяет телу использовать для усиления гребка мощные группы спинных, тазовых и плечевых мышц.
В плане скорости вертикальные перемещения очень важны для профессиональных брассистов. Оптимальные границы в таких изменениях положения тела определяются опытным путем, в зависимости от их влияния на уровень сопротивления воды и эффективность гребковых движений.
Перешедшим с начального обучения на качественно иной уровень в самые первые серьёзные спортивные уроки плавания брассом не стоит сразу заострять своё внимание на вертикальных перемещениях. На этом этапе обучения брассу вполне достаточно горизонтального положения, тем более что мало у кого из освоивших базовую технику тело уже не лежит под углом к горизонту.
Такой простой на первый взгляд способ, в деталях спортивный стиль плавания брасс оказывается намного сложнее. Потому некоторые школы плавания начинают обучение плаванием брассом уже послеосвоения своими учениками техники баттерфляя.
Из условно исходной позиции руки двигаются в стороны и вниз. Гребок начинается с так называемого захвата — создания для ладоней и предплечий зоны опоры о воду, что обычно достигается разворотом кистей наружу. Пловец сохраняет обтекаемое положение и смотрит под водой вперёд-вниз, продолжая выдох.
Образование эффективного захвата осложняется продолжающимся в это время отталкиванием ног — всё ещё идёт сильное поступательное движение тела. По мере возрастания давления ладоней на воду, кисти разводятся в стороны-вниз, и руки начинают сгибаться в локте.
В этой стадии плечи, служащие опорой, значительно отстают. Формируется характерная для качественного гребка в кроле и баттерфляе при высоком положении локтей фаза обгона. Спортивная техника брасса предусматривает создание высокого положения локтя не механическим принятием рукой такой позиции, а ускоренным и мощным гребущим движением предплечий.
Гребок усиливается. Локти высоко подняты и развёрнуты в стороны. Кисти ускоренно двигаются в стороны-назад-вниз. Наиболее эффективная часть гребка завершена, и руки без промедления выталкиваются вперёд. Цикл завершён.
На этом этапе важно найти “свою” скорость вывода рук вперёд. Излишне энергичный вынос полностью выпрямленных рук увеличивает сопротивление встречного потока и тормозит поступательное движение. Однако и задержка выталкивания тоже ведёт к потере скорости.
Оригинальный выход из этой ситуации в своё время нашла советская рекордсменка мира Л. Качюшите. Она выталкивала руки в исходную позицию, сохраняя их в слегка согнутом положении. Неполное распрямление рук в локтевых суставах не только не даёт значительного торможения, но и обеспечивает дополнительное преимущество в начальной стадии следующего гребка — захвате. Слегка согнутые руки не мешают сохранению поступательного движения, и когда окончательное их выпрямление сразу же переходит в отталкивание ногами — это помогает выдвинуть плечи вперёд и создать хорошую опору для рук.
На заключительной стадии гребка кисти активно направляются внутрь и вперёд, под подбородок, локти также устремляются внутрь. В результате голова и плечи пловца появляются над поверхностью воды, и в момент соединения рук перед грудью он энергично и глубоко вдыхает воздух ртом. Глаза смотрят вперёд и вниз, под небольшим углом к воде.
После небольшой естественной паузы следует плавный и продолжительный выдох в воду ртом и отчасти носом. При следующем появлении рта над водой он резко усиливается и полностью освобождает лёгкие для нового вдоха.
Современный спортивный стиль плавания брасс отличается от прикладного гораздо более сложной работой ног. Продвижение вперёд достигается отталкиванием ногами по сложной винтообразной траектории воды назад. А т. к. выпрямление и соединение ног вместе происходит практически одновременно, сливаясь в единое движение, и бёдра работают на опережение голеней и стоп, оно носит несколько хлыстообразный характер.
В момент усиления гребка руками ноги сохраняют прямое, хорошо обтекаемое положение.
При выводе пловцом подбородка к водной поверхности и усилении выдоха ноги начинают постепенно сгибаться в коленях.
В момент вдоха, одновременно с продолжением плавного сгибания коленей, стопы слегка разводятся в стороны.
По окончании вдоха, когда кисти рук двигаются вперёд, скорость сгибания тазобедренных и коленных суставов возрастает, стопы на ширине таза начинают подтягиваться к ягодицам.
При погружении головы пловца в воду ноги достигают максимально согнутого положения: колени разведены в стороны, но не выходят за фронтальную плоскость плывущего, пятки у ягодиц. Это исходная для толчка позиция.
Здесь важна взаимосвязь в работе бёдер и таза: в самый последний момент подтягивания пяток к ягодицам еле уловимое движение таза с небольшим прогибом поясницы помогает бёдрам занять более обтекаемую позицию. Этому движению профессионалы, избравшие спортивный способ плавания брасс, присвоили название — “забрасывание пяток к тазу”.
Ещё один определяющий момент — вертикальное положение голеней. Сразу же следует моментальный разворот стоп носками наружу, голени принимают оптимально вертикальное положение. Дыхание на несколько мгновений задерживается, и ноги мгновенно приступают к началу отталкивания — стопы и голени энергично устремляются назад и в стороны.
В первые мгновения начавшееся отталкивание не придаёт телу пловца большого ускорения. На этой стадии осуществляется разгон водных масс и создаётся условная опора.
Продолжая активное дуговое продвижение стоп и голеней в стороны-назад и слегка вниз, ещё до момента спуска стоп в крайнее нижнее положение, пловец совершает мощный толчок ногами, посылая тело вперёд. Именно в этот этап, а не в завершающую стадию движения ног нужно вложить все силы.
Ноги заканчивают работу голеней и стоп и расслабляют мышцы. Скорость продвижения замедляется, но всё ещё остаётся высокой. Какой-то очень малый отрезок времени ноги пребывают в опущенном вниз положении, а затем начинают активно сводиться вместе, полностью распрямляясь и всплывая к поверхности воды. Движения таза и спины помогают телу пловца принять обтекаемое горизонтальное положение. На это же направлено опускание головы в воду.
Но главный фактор, влияющий на выравнивание тела плывущего — раннее начало работы рук, незамедлительно выполняющих энергичный захват. Это позволяет почти сразу убрать от встречного потока воды бёдра, а за ними спрятать голени.
В течение всего цикла гребка руками ноги пребывают в хорошо расслабленном состоянии, в обтекаемой позиции. Вследствие этого иногда наблюдается любопытное явление — ноги теряют симметричное положение. Это так называемая рабочая асимметрия, чьей причиной являются своеобразные завихрения, неминуемо появляющиеся за телом пловца и как бы разбрасывающие его ноги в стороны. Особенно часто этим отличаются уроки плавания брассом на малых скоростях. Такая асимметрия возникает на короткий промежуток времени и не является нарушением.
По окончании гребкового движения рук пятки начинают подниматься к поверхности воды с последующим подтягиванием к ягодицам — ноги готовятся занять исходную для отталкивания позицию. К этому периоду скорость уже сильно упала, потому подтягивание должно происходить быстро. Однако чрезмерная быстрота подтягивания пяток к ягодицам вызывает ещё более резкое торможение. Главная задача тренера и спортсмена — найти оптимальное положение, при котором эти два противоречивых фактора сведены к минимуму.
От других стилей техника плавания способом брасс отличается ещё и тем,чтов продвижении тела вперёд руки и ноги играют равноценные роли. Энергичный гребок руками, сразу же сменяющийся мощным толчком ног — все эти движения работают на сохранение и увеличение скорости плавания.
В современной практике при спортивном обучении плаванию брассом также существует две техники работы ног.
1. Толчок при жёстком, неподвижном положении таза — в основе лежит сила
отталкивания:
в течение всего выполняемого ногами толчкового движения таз остаётся неподвижным и служит жёсткой опорой. В результате получается интенсивное, но требующее большой силы исполнения отталкивание. В конце работы ноги опускаются ниже обычного, и для их быстрого возвращения в обтекаемое положение необходим мощный гребок руками.
Этот вариант присущ брассистов с атлетическим телосложением, массивными ногами и недостаточной гибкостью. Советский рекордсмен А. Федоровский использовал эту технику.
2. Захлёстывающее отталкивание, дополненное движениями таза и спины — в основе
лежит скорость:
в периодотталкивания спина и таз помогают созданию большего захвата голенями и
стопами коротким движением вверх. Эти движения имеют волнообразный характер.
Иногда в такую работу включаются и плечи.
Этот вариант часто используют пловцы с гибкой и эластичной мышечной организацией,
владеющие, помимо брасса, и другими стилями, особенно баттерфляем.
одна из наиболее грубых ошибок в брассе. Избыточный гребок уводит руки далеко за спину, заводя их за линию плеч.
Находясь в бассейне, лягте подмышками на разделительную линию, которая отделяет одну дорожку от другой. Вытянув ноги в горизонтальной плоскости, сделайте гребущее движение руками. При подобном положении не получится задвинуть руки за разделительную линию и, следовательно, линию плеч.
Поупражняйтесь какое-то время для закрепления этих движений в мышечной памяти.
вдох выполняется, когда руки уже находятся в районе плеч или даже приближаются к груди. Голова в этот период всё ещё над водой, однако поддержи и опоры со стороны рук уже нет — они завершают гребок. Результат — в момент вдоха пловец как бы тонет.
Начинать вдох следует при начале гребка руками.
основное для брасса положение — прямо под поверхностью воды. Бёдра должны двигаться также непосредственно у поверхности. При возврате рук на завершающем этапе гребка такую позицию сохранить трудно. Когда ладони оказываются у груди, многие пловцы делают паузу. Это ошибка, т. к. именно сейчас происходит смещение центра тяжести, и бёдра начинают тонуть. Никаких остановок быть не должно. Руки с ускорением выносятся вперёд вкупе с верхней частью тела.
Выполняйте очень быстрые брассовые гребки руками, но в работе ног используйте удары из кроля. За счёт кролевидных движений ног бёдра не будут тонуть. И хотя вы будете быстро уставать и всё чаще делать паузы при гребке, однако вы приучите свои бёдра оставаться у поверхности воды. И при заплыве полноценным брассом бёдра будут занимать правильное положение, тем самым снижая сопротивление воды. Однако руки уже не должны делать перерывов при гребке!
90% пловцов совершают эту ошибку. В спортивном брассе шея практически не двигается. Вынос плеч и головы из воды для вдоха также происходит без её участия, т. е. вперёд-вверх устремляется грудная клетка, шея же сохраняет прямую линию с позвоночником. Кивания головой приводят к излишним перемещениям тела вверх-вниз, снижает скорость заплыва, бёдра опускаются ниже положенного, сопротивление воды нарастает.
При перемещениях в воде на уроках плавания брассом используйте надувной ортопедический воротник Шанца, фиксирующий шею в неподвижном состоянии, или удерживайте подбородком теннисный или слегка более крупный мяч.
В брассе голова — продолжение прямого позвоночного столба, потому горизонтальный взгляд вперёд на стадии вдоха свидетельствует об ошибке.
В спортивном брассе хороший толчок ногами ценится не ниже мощного гребка руками. Наиболее часто пловцы или выполняют отталкивание излишне разведёнными ногами, или допускают перехлёстывание ног, или совмещают при толчке брассовые и баттерфляйные движения.
Понимание толчка — полное осознание того, куда и какая-именно часть вашей ноги толкает воду.
При широком и при перехлёстном толчках вода выталкивается в стороны, что препятствует продвижению вперёд.
В перехлёстном и баттерфляйно-брассовом отталкиваниях используются передние части голеней и стоп.
Слишком широкий толчок осуществляется только ступнёй, что даёт лишь едва уловимое продвижение вперёд.
Для продвижения вперёд вода должна выталкиваться назад. Используйте для отталкивания внутренние поверхности голеней и стоп. Вы должны прочувствовать, как вода давит на внутренние поверхности ваших ног, сопротивляясь им.
часто допускается молодыми пловцами, ещё не имеющими в руках достаточной силы. Такая ложная позиция высокого локтя возникает при осуществлении сгибания рук в локтях непосредственно от поверхности воды, игнорируя стадию захвата. В результате сила опоры на гребущие поверхности рук уменьшается.
Начинается цепная реакция: гребковое движение рук вниз без особой эффективности ещё длится какое-то время и заканчивается, когда кисти оказываются на линии плеч и затем соединяются перед грудью, обычно вверх ладонями. Самый уязвимый момент: обтекаемость тела минимальная, сопротивление воды резко растёт, а скорость перемещения стремиться к нулю.
При таком положении нельзя допустить даже малейшей задержки в движениях. Однако как раз в это время необходимо выполнить вдох, что при неотработанной технике может привести к рефлекторной задержке.
Таковы последствия неправильного выполнения гребка.
При выводе рук из исходного положения не сгибайте их сразу в локтях. Руки должны расходиться в стороны почти в прямом положении. Активное сгибание локтей с разворотом кистей наружу должно начинаться, когда руки окажутся примерно на линии макушки. Тогда согнутые локти очутятся практически на одной линии с плечами.
Это формирует зону захвата и способствует принятию локтями правильной позиции.
Подводя итог, можно констатировать — формула современного высокоскоростного брасса заключается, грубо говоря, в следующем: “шевелите конечностями как можно чаще и сильнее”. И тогда ваше обучение плаванию спортивным брассом будет неизбежно успешным.
13.12.2013 Инга Цепешь